Мцыри убежал из монастыря, в котором он жил с
шести лет, где он должен был принять монашеский
обет, потому что он стремится к свободной жизни.
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными
кажутся ему кельи, сумрачными и глухими стены,
трусливыми и жалкими - монахи. Сам он видит себя
рабом и узником. Поэтому Мцыри хочет
почувствовать себя вольным, увидеть мир. Мцыри
убежал из монастыря в осеннюю грозовую ночь.
То, что напугало боязливых монахов, не испугало
его.
Его желание:
"Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы..."
обусловлено страстным порывом к свободе,
желанием увидеть вольную жизнь. Именно поэтому
Мцыри убегает из монастыря.
На третий день его нашли измождённым и
обессиленным. Эти три дня он жил и наслаждался
дикой природой и свободой. Он увидел на воле
пышные поля, зелёные холмы, тёмные скалы. А вдали
сквозь туман он увидел горы своей далёкой
отчизны. Как сон, проносятся перед ним
воспоминания о родных горах и о его близких.
Поэтому Мцыри решает обязательно найти дорогу к
дому.
На воле Мцыри любуется дикой природой, слушает
пение птиц, спускается к горному потоку, чтобы
утолить жажду. Он сбивается с дороги.
На поляне он увидел барса и вступил с ним в бой. Он
победил его. Но тело Мцыри изодрано когтями
барса, поэтому он понимает, что до родного дома
ему уже не добраться, и суждено погибнуть:
"… в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой."
Он впадает в беспамятство. Мцыри не боится
смерти. Смерть для него - избавление от тоски, от
горестей. Мцыри никогда не смог бы привыкнуть к
заключению, к строгой жизни в монастыре, поэтому
он и убежал из монастыря.
Умирая, он опечален лишь тем, что его не похоронят
в родной земле:
"Увы! - за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…"
Мцыри просит похоронить его в саду, откуда
виден весь Кавказ.
Итак, жизнь в тюрьме не устраивала Мцыри. Он
стремится на волю, чтобы испытать всё, что
чувствуют все свободные люди.