Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-
Эпоха Просвещения


У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Точно также развивается и искусство. Сначала проходит один период, затем другой; культура, также как и человек, проходит все эти временные участки, постоянно совершенствуясь. В зависимости от той или иной ситуации сложившейся в мире, искусство то переживает свой расцвет, то попросту становится никому не нужным. Например, на смену каменному веку пришла античная эра, затем средневековье. Культура развивается скачками: то происходит бурный рост, то резкий спад. Но ведь спады ведут к расцвету, значит, они тоже нужны. Они дают возможность человечеству осмыслить все его ошибки и причины. И когда люди осмыслят все ошибки и причины, наступает расцвет. Так было и с эпохой Просвещения.

Кризис феодальной системы, торжество абсолютной монархии, церкви (не религии), необразованность - такова картина средневековья. Конечно, такой порядок не мог долго существовать. И люди стали задумываться о том, что надо предпринять для того, чтобы жизнь улучшилась, и на земле воцарилось "царство разума". С одной стороны, это можно сделать при помощи революции: свергнуть монархов, а затем, может, жизнь улучшится. Но бескоровным и идеальным способом это совершить нельзя (во время Великой французской революции в это не поверили, но история расставила все на свои места). С другой стороны, что гораздо разумнее, можно при помощи искусства добиться этой же цели, не прибегая при этом к насилию. И ученые, философы вырабатывают новое представление о жизни новое мышление. Появляется мощное культурное движение - Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства.
В ряде стран Западной Европы движение было настолько широким и влиятельным, что у его современников возникло представление о пришедшей на смену "мрачному средневековью" эпохе Просвещения. Термин "Просвещение" встречается у Вольтера, И.Гердера и других; он окончательно утвердился после статьи Канта "Что такое Просвещение?". Историческая и философская наука в 19 в. стала характеризовать Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий разум ("век разума", "век философов"), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру торжества науки над средневековьем.
Западноевропейское Просвещение многими нитями было связано с Возрождением. Это признавали и подчеркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феодально-церковные) догмы, традиции, авторитеты. Просвещение было тесно связано с политической жизнью стран, в которых это движение развивалось (вспомним Вольтера, как вдохновителя французской революции). Ведь идеология Просвещения возникла в условиях кризиса феодальной системы, появления новых слоев общества и, конечно, противоречий между ними, что не могло ни вызвать реакции у лучших умов человечества того времени. Просвещение выступало против всего феодального строя с его системой сословных привилегий, становилась активным фактором, помогавшим расшатывать старые порядки.
В это время значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов, пропагандировавших просветительские идеи и обращение к широкому демократическому читателю. Эпоха Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в 17 в. общий прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания. В это время очень популярным персонажем становится Робинзон Крузо, который своими руками на необитаемом острове смог построить жилище и без всякой помощи цивилизации долго жить там одному. Кроме того, на острове произошло его духовное воспитание, так как он был отдален от пагубных воздействий современного ему общества. Научная деятельность многих известных ученых знаменовала важный этап освобождения от духовной власти религии (теперь уже не могло случиться то, что произошло с Г.Галилеем и Д.Бруно). Происходит бурный рост естественных и точных наук - физики, механики, математики, астрономии.
"Просвещение умов" мыслилось идеологами, прежде всего как нравственное, гражданское воспитание. Отсюда воинственность и непримиримость по отношению к другим формам мировоззрения: религиозному, дворянско-аристократическому. Просветители обожествляли природу и "естественный порядок вещей", считали необходимым уподобить ему всю общественную жизнь. Вообще, все культуре Просвещения свойственны нравоучение, дидактизм, часто не скрытые, а явные.
Например, знаменитый английский художник Уильям Хогарт, любивший писать сразу несколько картин, которые объединялись в цикл, в одном из своих повествований "Модный брак" рассказывает о браке по расчету между разорившимся аристократом и девушкой из богатой семьи. Хогарт в этом цикле показывает, что происходит с его героями дальше, поучая своих зрителей.
Содержание полотен Хогарта хочется пересказывать (на это подталкивает даже названия его циклов: "Выборы в парламент", "Карьера повесы") и обязательно вывести мораль, которая бы говорила что хорошо и что плохо. И французский художник Жан Батист Грез тоже последовательно использовал искусство как средство нравственного воспитания человека. Все жанровые композиции живописца не без основания кажутся современному зрителю скучными, а его живопись назидательной. В известных работах "Паралитик", "Балованное дитя", "Посещение священника" главное внимание Грез уделяет подробному повествованию, из которого обязательно должна следовать мораль. У некоторых деятелей Просвещения произведения были не такие назидательные и скучный, потому что они могли вложить глубокий смысл, что понимает любой человек, например, развлекательную повесть. Так сделал Вольтер, написав "Кандид", не философский труд, но книгу, легкую для восприятия и со скрытым нравоучительным смыслом. Герой книги очень много странствовал. Где он только ни был! Путешествовал по Европе, служил в армии, побывал в Эльдорадо и только потом он понял, что счастье не надо нигде искать, счастье - это труд. Труд гонит от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Так в интересной и веселой книге кроется философский смысл. Стал бы Вольтер так популярен, если бы написал трактат о пользе труда?
Просветители активно выступали против абсолютной монархии. Многие из них в своих трудах пытались описать устройство идеального общества, характеризовать различные модели государственного устройства. Самым лучшим исследование признана книга "Путешествие Гулливера" Джонатана Свифта. В своем произведении, состоящем из нескольких частей, писатель рассматривает некоторые виды государственного управления и приходит к выводу, что все они плохи, так как практически при всех видах народ живет плохо, ведь при возвышении одних неизменно следует унижение других.
Итак, практически во всех странах главными идеями Просвещения были разумный подход к устройству государства, жизни людей, борьба за просвещение народа, распространение знаний. Так было везде, кроме Германии, где просвещение превратилось в оружие для объединения всего государства. Тогда Германия была раздробленным и бедным государством, в отличие от Англии, где уже давно произошла буржуазная революция, и Франции - централизованного европейского государства, она еще оставалась средневековой страной с феодальными порядками. Германия была разделена на множество мелких княжеств, враждовавших между собой, у немцев не было чувства национального единства. Поэтому главной задачей германских просветителей была задача объединения, сплочения нации. И с этой задачей справился Иоганн Волфганг Гете. Он написал небольшую книгу "Страдания юного Вертера", всколыхнувшую всю Германию. Героем произведения был Вертер, молодой человек, не вынесший жизненных мучений и покончивший жизнь самоубийством. Именно такой слабый беззащитный персонаж, а не немецкий рыцарь Гей фон Берлихеген или античный Прометей, смог стать общим для огромной страны.
Но, не смотря на экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель сохранялось крепостное право), к этому времени относится творчество выдающихся деятелей науки и культуры таких, как философ Иммануил Кант, композитор Иоган Себастьян Бах, множество талантливых архитекторов.
Очень интересной фигурой для мировой культуры, для германского Просвещения был Бах. Он, также как и Гете, старался найти символ, личность, предмет, который был бы причиной к объединению Германии. Бах думал, что его родина может стать единой благодаря музыке. И вот, он написал ораторию "Magnifikat", которая должна была исполняться во время рождественского богослужения. Основной идеей ее была радость (об этом свидетельствует даже название, так как "Magnifikat" в переводе с немецкого означает радостный). Оратория исполнялась хором и солистом под звучание органа. Объединение людей в церкви во время радостного богослужения могло бы привести к единению всех жителей Германии.
Иначе выглядит Просвещение Англии. Не один из европейских стилей не существовал в искусстве этой страны в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому черты барокко (стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18вв.) и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или художника.
Для английского искусства характерно большое внимание к эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Все это нашло блестящее воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры - обостренное внимание к проблемам этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже 17-18 в.в., буквально пронизано идеями нравственного воспитания личности. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яркую сатирическую окраску. Очень важным для английских просветителей было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызвало желание идти во всем своим путем, и опыт европейской живописи часто воспринимался критически.
До 18 в. в Англии не было мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы. Однако в 16-18 в.в. здесь работали два выдающихся художника - немец Ханс Хольбейн Младший и фламандец Антонис Ван Дейк. Их влияние во многом определило неповторимый путь английской живописи и английского искусства в 18 столетии. Прежде всего, это проявилось в особом внимании к жанру портрета: он занял главное место, потеснив пейзаж и исторический жанр.
Одним из самых известных портретистов в Англии был Джошоа Рейнольдс. Он получил блестящее художественное образование, превосходно знал основные направления современного искусства, В его творчестве сочетались различные стили и средства: классицизм, для изображения его героев в виде античных или исторических персонажей, традиции баталистов или просто пейзаж, употребляемый для фона картины. Рейнольдс изображал на своих полотнах знаменитых людей. Благодаря его произведениям мы можем через множество лет видеть его известных персонажей. Картины художника дают нам четкое понятие о характерах и особенностях его героев. Еще одно значение этого английского художника для мировой культуры - развитие жанра портрета, живописец был ступенькой от старых мастеров к новым.
Но Родиной Просвещения является Франция, так как именно в этой стране впервые появились идеи этого течения. Франция постепенно перенимала эстафету у Италии, где искусство достигло большого развития во время эпохи Возрождения. В 18 в. расстановка сил в художественной жизни Европы изменилась. Италия, хранительница культурных традиций прошедших веков, превратилась в своеобразный музей великих памятников прошлого. Однако в 18 столетии равных им не создавалось. Итальянские государства беднели, мастера не получали крупных заказов и вынуждены были искать их за границей.
С середины 18 в. европейское искусство вновь обратилось к античности, что объясняется несколькими причинами. Одна из них - достижения археологии. Начавшиеся в 40-х г.г. раскопки Помпей - средневекового города в Италии, засыпанного пеплом при извержении Везувия в 79 г. нашей эры, - открыли удивительные по красоте и богатству памятники искусства и вызвали огромный интерес к античной культуре. Однако более важная причина кроется в распространении идей Просвещения. Просветители, размышляя о совершенствовании личности и путях переустройства общества, приходили к поискам идеала, который они видели в истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. Сложившийся на этой почве стиль получил название неоклассицизм), есть новый классицизм. Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и ее законы можно постигнуть с помощью разума. Конечная же цель искусства - преобразование мира и человека, согласно этим законам и воплощение идеала из реальной жизни.
В 18 в. резко уменьшилась зависимость художников от частных заказчиков. Главным судьей произведений искусства стало общественное мнение. Появилась художественная критика, задачи которой заключались в оценке произведений искусства с точки зрения всего общества. Первые критики - выдающиеся Просвещения Дени Дидро, Жан Жак Руссо и другие писали о театре, музыке и живописи.
Во Франции, где новые формы искусства возникали особенно быстро, важным событием художественной жизни стали публичные выставки - Салоны, которые ежегодно организовывало парижская Королевская академия живописи и скульптуры при поддержке двора. Успех в Салоне означал для живописца или скульптора настоящее признание, но добиться успеха там было сложно. Произведения для Салонов отбирала особая комиссия академии. Участвовать в этих выставках стремились не только французы, но и мастера из других стран. Постепенно Париж превратился в общеевропейский художественный центр.
В соответствии с взглядами просветителей, с верой в преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Просветители внесли новые принципы в педагогическую науку - идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребенка. Просветители считали, что человек рождается "пустым", и основное влияние на его развитие оказывает окружающая среда, общество. Конечно же, это неверно, так как с рождения у человека присутствуют какие-то зародыши его характера и его способностей. Но на дальнейшее развитие человека среда оказывает определяющее влияние. То же можно сказать относительно мысли просветителей о природном равенстве всех людей.
Идеология просвещения находила выражение в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительский реализм, классицизм, сентиментализм, но не одно из них не стало направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти художественные направления выражали одну общую для Просвещения идею.
Идея Просвещения была крайне необходима людям после "мрачного средневековья". Она несла знания и свет. Пусть у этой эпохи были свои недостатки, хоть и весомые, но она сыграла большую роль в развитии культуры и искусства.
После многовекового простоя у лучших умов человечества накопился импульс, который выразился в Просвещении. Когда эта эпоха закончилась, искусство не прекратило своего существования. Появлялись новые течения, направления в культуре. Но своим рождением они обязаны именно Просвещению, которое было колыбелью для развития искусств. После этой эпохи уже не было таких застоев как в средневековье. В этом тоже заключается заслуга Просвещения. Оно смогло дать людям возможность получать знания, лучше обустроить общество. Просвещение - яркая страница в истории мировой художественной культуры.
Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 г., во Франции, и оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления, например, Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.
Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже божественного провидения (уповавшие на волю Бога), часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю
как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с коллективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками коммунизма.
Как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др.,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого рода, не приятии догм.
Именно разномыслие просветителей, объедененных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатились в XIX и XX вв.
Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны со злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в ней способ, повлиять на мнение сограждан и политику правительств. Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно
отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности.

Английское Просвещение

В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились вопиющие противоречия. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Бурный рост числа и тиражей периодических изданий способствовал повышению культурного и образовательного уровня населения. Стремительно расширявшийся рынок газет,
книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от государства, церкви, меценатов и прочего. Эти и многие другие перемены в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, видевших в Англии образец общественного прогресса. Не случайно все ос-
новые течения английской общественной мысли подхватывались передовой интеллигенцией в других странах.
Большинство английских просветителей не проявляли склонности к абстрактному теоретизированию. В литературе они предпочитали легкие и подвижные жанры, старались облечь свои философские, экономические и политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирического обличения. Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру: например, граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк - министром.
На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоотношения с религией и церковью. Видные его деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.
Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутствие в политической программе английских просветителей радикальных лозунгов и боевых призывов. Но это и понятно: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние, "состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а также "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными".
Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении людей. Государство должно было руководствоваться
тем же "законом природы, который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и "федеративную" (которая ведала отношениями с другими государствами). Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из
законов этого общества".
Взгляды Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям просветителей. Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан. Это отразила этика английского Просвепцения,так же в основных чертах разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят
эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди. В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив личного преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству". Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение, безусловно, признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один
из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему интересов других людей. Из деятельности, направленной на самосохранение,
Мандевиль выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как величайшее благо для общества в целом. В своей "Басне о пчелах он проиллюстрировал зту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс "Пороки частных лиц - благо для общества" отражал реальности рыночной экономики.
Как ни cооблазнительна была эта апология эгоизма, все же она не вселяла в англичан уверенности в том, что стремление к личному преуспеванию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкнулось со сложной этической проблемой: как погасить разрушительную инерцию эгоизма? Как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе? Английские просветители сделали многое, чтобы решить зту проблему не только теоретически, но и практически.
Они не закрывали глаза на общественное неравенство людей, сводя его, как это делал Шефтсбери, к противоположности между "просвещенными" верхами и невежественными низами. Источником опасности являлась как заносчивость одних, так и зависть других. Выработанные просветителями способы "социализации эгоизма" заключались в том, чтобы направить в полезное для всего общества русло научного и художественного творчества, экономического развития и т.д. активность верхов и в то же время приобщить к ценностям Просвещения тех представителей низов, которые своим усердием, познаниями, гражданскими поступками или богатством доказали способность их воспринять.
Во многом благодаря усилиям просветителей была создана рациональная модель отношений между людьми в практической жизни, соответствующая роли и значению гражданского общества. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности. Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политических собраний или встреч по интересам (например, в кафе). Детально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художественная литература ХVIII в. Просветители во многом преуспели в стремлении привить широким слоям наделения Англии свои ценности и идеалы. Значение этого в полной мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронесшихся над Европой в конце XVIII - начале XIX вв. Англия оказалась островком
стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством умиротворения общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая силой. В этом и заключается один из основных уроков английского Просвещения.

Просвещение в Шотландии

Особое место занимает просветительское движение в Шотландии. История общественной мысли в Шотландии ХVIII в. - это история мучительных поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убеждению многих просвещенных шотландцев, оказалась их родина. Продолжать ли политическую борьбу за восстановление независимости или же служить
отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному процветанию? Философ Эндрю Флетчер, "отец" шотландского Просвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего долга перед отечеством.
Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный потенциал, которым располагали в середине ХVIII в. университеты Эдинбурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших там замечательных ученых выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм. Откликаясь на духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что
добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро - это все, что полезно людям. Юма, конечно же, волновала судьба Шотландии, её культурных традиций в едином британском государстве. Это наложило отпечаток на его рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и государством. Юм считал, что взаимоотношения возникают из тяги людей к взаимному общению, а также из-за их полезности, поскольку они увеличивают возможности удовлетворения потребностей людей. И, прежде всего они призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит всякая упорядоченная жизнь. Именно в интересах стабильности государство и общество должны признавать все многообразие взглядов и убеждений граждан, обусловленное их индивидуальным опытом. Современное общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на сложном разделении труда и различиях в положении людей, которые вследствие
этого различаются и своими представлениями о нравственности и справедливости. По мнению Юма, не может быть стабильным общество, не уважающее многообразия социальных и региональных различий между людьми.
В равной мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий, что его личное благополучие, в конечном счете, связано с благополучием всего общества.
На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, объединявшего лучшие умы того времени. Его секретарем был Юм, а одним из членов - философ и экономист Адам Смит. Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. Смит считал, что именно рынок освободил человека от
отупляющей системы зависимости при феодализме. По его мнению, люди воспитывают в себе чувство справедливости и вырабатывают навыки цивилизованного общения, лишь находясь, друг с другом в отношениях производителя и потребителя.
Общество мыслилось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда - всеобщей формулой сотрудничества людей в интересах "богатства народов" (так назывался его основной экономическнй труд). В своей теории Смит отводил рынку ту же функцию, которую
английские просветители отдавали правовому государству или цивилизованному общению - функцию социализации эгоизма.
Но место гражданина в системе Смита занимал "экономический человек", моральная свобода которого была обусловлена его ролью в зкономической жизни. Тем самым шотландское Просвещение поставило новый и чрезвычайно важный вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности. Согласно Смиту, главнейшим из них является своекорыстный интерес. Но преследовать его человек может, лишь оказывая услуги другим людям. Поэтому каждый отдельный человек, хотя и заботится только о своих интересах, невольно содействует общественной пользе, или, по словам Смита, "он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это".
Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Однако в шотландском обществе длительное время сохранялось недоверие к свободной игре рыночных сил. Многие представители просвещенной элиты воспринимали их как разрушительную стихию, обуздать которую было призвано государство. Не
кто иной, как Смит, воспевший преимущества рынка, выражал опасение, что экономические законы, на которых основываются отношения производителей и потребителей, могут привести к социальной и нравственной деградации наемных рабочих. "В такое состояние,- писал он,- должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки... если только правительство не приложит усилий для предотвращения этого".
Потребовалось время, чтобы шотландские просветители избавились от страха перед рыночной стихией. Новое их поколение, вступившее в пору зрелости ближе к концу ХVIII в., уже не уповало на поддержку правительства пли парламента. Для них образцом гражданского поведения являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельности, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.

Французское Просвещение

Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризовалась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодального прошлого. Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым веяниям, которые несло с собой Просвещение. В борьбе с ним просветители не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не
вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к ним с нескрываемой враждебностью. Поэтому во Франции просветители не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, где цели и идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм в мессианские настроення. Большинство видных деятелей просветительского движения Франции подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке, Вольтер (настоящее имя - Франсуа Мари
Аруэ) - в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречься от своей книги "Об уме". По цензурным причинам не раз прерывалось печатание знаменитой "Энциклопедии", выходившей в свет отдельными томами в течение 1751-1772 гг. Все это заставляло просветителей облекать свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широкой публики.
Французское Просвещение испытывало сильное влияние аристократической культуры. Это проявилось в утонченности и изысканности литературных произведений, составивших его славу. У аристократии просветители заимствовали и салонную форму общения. Атмосфера избранности, царившая в салонах, усилила склонность французских просветителей к отвлеченному теоретизированию.
Французское Просвещение во многом исходило из идей философов XVII в. Рене Декарта и Локка. Согласно разработанному Декартом рационалистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматриваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло учение Локка об обществе и государстве. Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию потрясателей основ и радикалов. На самом деле в своих
конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов английского Просвещения.
Вслед за Локком идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье. При этом он выступал не просто за разграничение функций между органами государственной власти, а за разделение властей как политических
сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой. Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пределы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он считал, что "дух законов" того или иного народа определяется совокупностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами территории, ландшафтом, образом жизни народа, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др. То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической церковью. Ее идеологическая жесткость, не допускавшая отступления от догматов вероучения, исключала возможность компромисса наподобие того, какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии. В этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а критика религиозных догм, даже самая умеренная, - ореол отчаянной смелости.
Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование просветителей. Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей, повлекшее глубокое размежевание в их рядах. Часть просветителей сохраняла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проблем управления страной. Среди них выделялось группа экономистов-физиократов (от греческих слов "физис" - природа и "кратос" - власть), во главе которых стоял Франсуа Кенэ. Он считал, что земля есть единственный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фермеров. "В деревне следует привлекать не столько людей, сколько богатство" (т.е. капитал),- подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях. Надежды на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутренней и внешней торговли.
Попытку осуществить эту программу реформ предпринял другой представитель школы физиократов, Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером (министром финансов). Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и мукой, добился упразднения средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе
налогообложения. Но сопротивление придворных кругов, дворянства и цеховой верхушки свело на нет все его усилия. Отставка Тюрго в 1776 г. предрешила и судьбу его реформ.
Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего строя побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппозиции. Их протест порой принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины столетия: Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция и др. Иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например республиканского строя античных государств.
Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем формам представительного правления, включая и английский парламентаризм. "Всякий закон, - писал он в трактате "Об общественном договоре", - если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ни что... В древних республиках и даже в монархиях народ никогда не имел представителей; само это слово было не известно". С именем Руссо связан новый этап в развитии просветительского движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм самого Руссо коренился в его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо писал: "двоякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле". Добиться этого соответствия он предлагал политическими методами. В стремлении Руссо связать мораль с политикой, явно различим зародыш тоталитарных теорий позднейшего времени. Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармоническую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он был убежден, что сам человек разрушил это "естественное состояние" и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. "Исчезло равенство, появилась собственность... - писал Руссо, - и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом, и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета".
Цивилизация настолько изменила людей, что отказаться от нее они уже не могут. Но, если нельзя вернуться к естественному состоянию", то еще можно, устранив чрезмерное неравенство, восстановить утраченные добродетели. Сделать это непросто, потому что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть: "Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных".
Эта мысль вдохновляла поколение революционеров конца ХVIII в., которое разделяло также отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному на свободной игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-промышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он считал, что государство должно направлять торговлю в промышленность в соответствии с общим благом, следить за правильным распределением продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе торговли имело у Руссо этическое обоснование. Он считал, что торговля, равно как и другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусства, - способствует порче нравов. Стремясь возродить утраченные добродетели, он объявлял их основным носителем "народ", трудящиеся низы общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздействию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное здоровье.
Так как простодушный народ не способен понять, в чем заключаются его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, предначертания которого воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли Руссо - шаг до оправдания революционной диктатуры "во имя народа".
Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв.

Просвещение в Германии

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленности страны и разнообразия местных условий. Распространению новых веяний способствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами, стремились прославиться меценатством. Почет, которым была окружена в Германии французская культура, также способствовал проникновению просветительских идей.
Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король Фридрих Великий. Не без старания властей одной из характерных черт немецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический характер. Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии просветители не только разработали важную реформу образования, но и добились осуществления ее. В результате была расширена сеть начальных школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому
хозяйству, торговле и государственной службе. Утилитарный характер этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государственных служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподавателей учебных заведений.
На фоне общей робости просветительской мысли в Германии смелостью и последовательностью отличались воззрения Канта. Он подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства. Назначение последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гражданами такого государства, по его мнению, являются морально полноценные люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было.
"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм". Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а лишь создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного пользования ею.
Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении законодательной и исполнительной властей. Он допускал, что при любой форме правления, часть граждан будет недовольна политикой правительства и будет стремиться ее изменить. Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать государство или вообще его разрушать. Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Глубиной и оригинальностью отличалась этическая концепция Канта. Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мысли. Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней мыслью, в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное зло. Ибо такая нравственная установка требует от человека приспособления к обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему власть имущих. Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы общества к раболепию, неуверенные в своем завтрашнем дне "средние слои" - к лицемерию, упоенные властью верхи - к беззастенчивости. Этому принципу Кант противопоставлял императивное истолкование нравственности: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Объявляя личность самоцелью общественной организации, Кант боролся с представлениями, достаточно широко распространенными в Пруссии, об оправданности безоговорочного подчинения личности государственным интересам.

Просвещение во Франции

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа ХVIII-ХIХ вв., на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов за то, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество - смуту, нарушившие нормальное, естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло со сцены, заставив потомков ломать голову над вопросом: так в чем же заключалось его историческое предназначение?
Настает 18 век - век здоровой и трезвой культуры тогда передового класса буржуазии. Эта новая культура вступила в непримиримую борьбу с вычурным, легкомысленным, лишенным гражданских идей стилем рококо, не давшим ни одного крупного художника.
Эта борьба старого искусства с новым, длившаяся на протяжении всего столетия вплоть до Великой французской революции, нашла свое отражение в творчестве одного из самых очаровательных художников Франции - Антуана Ватто (1684-1721). Отсутствие сильных страстей у героев, любовь к изображению "галантных сцен", беззаботного времяпрепровождения в тенистых парках и в то же время тонкое проникновение в психологию человека, неподдельная поэзия - вот характерные черты его искусства.
Лиричность да еще своеобразное, только ему присущее живописное мастерство отличают Ватто и от его многочисленных подражателей, и от модных мастеров рококо.
Крохотные мазочки заставляют, как бы вибрировать красочную поверхность картин Ватто, нежные цвета объединяются жемчужным тоном, предметы отбрасывают цветные тени, смягчаются очертания деревьев, прихотливый силуэт которых так далек от строгих геометрических линий Версаля. Ватто очень любил народный театр и посвятил ему свои лучшие картины. Актеры у Ватто - люди со сложным внутренним миром, ему, как никому другому, удается передать раздвоенность актера между его душевной настроенностью и ролью, которую он играет на сцене ("Ж и л л ь", 1720). В задумчивости и какой-то неудовлетворенности Жилля, может быть, много общего с характером самого художника, умершего молодым и по-настоящему оцененного много позже.
Лучшее во французском искусстве 18 века, в отличии от 17, создавалось в дали от королевского двора, от его церемоний и почестей. Скромной жизнью жил самый серьезный и целеустремленный художник того времени Жан Батист Шарден (1699-1779). Незамысловатые сюжеты для своих жанровых картин, предметы для натюрмортов он брал из окружающей обыденной жизни. Настойчивый, непрерывный труд вместе с природным талантом живописца принесли Шардену славу.
Ему принадлежит заслуга утверждения в правах считавшегося низменным жанра натюрморта, которому он посвятил всю жизнь. В зависимости от характера изображаемого предмета поверхность картин Шардена становится то шероховатой, то гладкой; мазками красок он передает не только цвет предметов, но и отбрасываемые ими цветные рефлексы и воздух, окружающий их. Великий просветитель Дидро писал о Шардене: "Ты берешь воздух и свет на кончик твоей кисти и накладываешь их на холст". Самые простые предметы - глиняные кувшины, медная посуда, принесенные с рынка овощи, атрибуты искусства - становятся для Шардена неисчерпаемым источником живописных возможностей.
Его жанровые картины так же скромны, как и натюрморты, и так же серьезны, совершенны по живописи и проникнуты добрым отношением к человеку. "Пользуются красками, но пишут чувством", - говорил Шарден.
Во второй половине 18 века в живописи Франции уже нет мастеров, равных по таланту Ватто и Шардену. Зато скульптура дала замечательного мастера Жана Антуана Гудона (1741-1828) - автора большого числа портретов, среди которых были и портреты интересных, передовых людей того времени. Главное для Гудона - раскрыть в лице своеобразие и ценность человека. "Во взоре он разгадывал душу", - сказал о нем другой великий французский скульптор - Роден. И действительно, даже при беглом взгляде на статую 84-х летнего Вольтера работы Гудона увидишь в его "взоре" живой и язвительный ум.
Все лихорадочней и напряженней становится жизнь Франции в последние предреволюционные годы. И политика и культура монархии зашли в тупик, выход из которого был только в революции. Именно с французской революции начинается уже искусство нового времени.


Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-Formula4you.narod.ru : -=Формула знаний=-

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100

Hosted by uCoz