Николай Владимирович Станкевич умер в 27 лет, не
став ни знаменитым поэтом, ни профессором, ни
критиком, ни тем более генералом.
После него осталось около полусотни стихов,
отнюдь не самых замечательных; трагедия
"Василий Шуйский", почти весь тираж которой
пришлось скупать самому автору.
Станкевич умел увлечь друзей: он был артистичен,
большой мастер шутить, даже передразнивать.
Гоголя он читал так, что после первой же фразы
слушателями овладевал "несказанный" смех.
В переплетении весёлых вечеринок и
доверительных разговоров возник кружок
Станкевича - без устава, без регламента, с
откровенной неприязнью к громким фразам и
театральным эффектам, с желанием простоты и
искренности. Авторитет Станкевича сложился сам
собой потому, наверное, что Станкевич никогда не
стремился во всём первенствовать среди друзей.
А в государственной системе России времён
Николая 1 господствовала пирамида чинов и рангов.
Она предполагала прежде всего отношения
"начальник - подчинённый".
Кружок Станкевича не вписывался в рамки такой
системы. Аксаков отмечал, что вообще к литературе
и жизни казённой России в этом кружке
выработалось "большею частью
отрицательное" отношение.
Между тем друзья Станкевича алкогольных
напитков совершенно не употребляли. "На
сходках, - свидетельствовал Аксаков, - выпивалось
страшное количество чаю и съедалось страшное
количество хлеба".
Среди друзей Станкевича современность
воспринималась как безвременье, как разрыв связи
времён. В восстановлении этой нарушенной связи
Станкевич и его единомышленники видели своё
призвание, смысл собственного существования.
Станкевич стремился увлечь друзей прежде всего
немецкой философией, обещавшей устами наиболее
известных своих представителей - Канта, Фихте,
Шеллинга и Гегеля - объяснить смысл
существования всей вселенной, смысл
человеческой жизни. Новая немецкая философия
утверждала способность человеческого разума
познать истину.
В 1837 г. Станкевич заболел и уехал за границу
лечиться. Кружок распался.
Но притягательная сила Берлинского университета
оказалась столь велика, что через три недели
лечения на водах, как только его самочувствие
несколько улучшилось, Станкевич поехал в Берлин
к друзьям.
С 1 ноября 1837 г. Станкевич окунулся в студенческую
жизнь. Он поселился в Берлине у своей замужней
сестры Марии Владимировны Фроловой и начал
изучать гегелевскую логику, историю философии, а
также новейшую историю.
Вновь вокруг Станкевича возник кружок
единомышленников. Здесь и старые друзья -
Грановский, Неверов, сюда заезжал Строев, в 1838 г. к
кружку присоединился новый студент Иван
Тургенев.
В доме супругов Фроловых образовалось подобие
салона. Полтора года прошли "в тесном союзе и
живом обмене мыслями" между старыми друзьями.
Здесь, как прежде в Москве, велись жаркие
дискуссии "о Боге, о правде, о будущности
человечества". Историка Грановского Станкевич
навёл на мысль о необходимости такого
преподавания науки о прошлом, которое стало бы
служением России настоящего.
В письмах на родину Николай не только сообщал
новости науки и культуры, но и выступал арбитром
в спорах, возникавших в московском кругу друзей,
которые по-прежнему называли себя кружком
Станкевича.
Но болезнь всё чаще даёт о
себе знать. Бессилен лучший берлинский врач Баре.
Он рекомендует пациенту поездку на
юг, в Италию.
Из Милана, Флоренции, Рима идут
письма Станкевича к друзьям, в Берлин и Москву.
В них - рассказы о путешествии,
достопримечательностях, об архитектуре и
живописи, тоска по России, желание мыслить,
действовать, любить...
Летом 1840 г. Станкевич вместе со своим приятелем
Ефремовым поехал на озеро Комо. По дороге
путешественники заночевали в придорожной
гостинице. Во сне Станкевич умер. Смерть
наступила незаметно, и спавший в той же комнате
Ефремов обнаружил, что Николай мёртв, только
наутро.
Смерть вообще не даёт объяснений, вырывая из
рядов живущих лучших, - тех, кто, подобно
Станкевичу, как писал Тургенев, "сам о себе не
думал, истинно интересовался каждым человеком и,
как бы сам того не замечая, увлекал его за собой в
область Идеала".
Воплотить в жизнь Идеал Станкевич не успел. Но
это постарались сделать его друзья - то
поколение, которое подготовило Великие реформы
60-х гг. Именно к такой деятельности, по
воспоминаниям Януария Неверова, призывал
Станкевич. "Масса русского народа, - говорил он,
- остаётся в крепостной зависимости и поэтому не
может пользоваться не только государственными,
но и общечеловеческими правами: нет никакого
сомнения, что рано или поздно правительство
снимет с народа это ярмо, - но и тогда народ не
может принять участия в управлении
общественными делами, потому что для этого
требуется известная степень умственного
развития, и потому прежде всего надлежит желать
избавления народа от крепостной зависимости и
распространения в среде его умственного
развития. Последняя мера сама собой вызовет и
первую, а потому, кто любит Россию, тот прежде
всего должен желать распространения в ней
образования", Обращаясь к Неверову и
Тургеневу, Станкевич взял с них торжественное
обещание, что все силы и всю жизнь они посвятят
этой высокой цели.
И, наверное, разгадка смысла деятельности, а
точнее - всей жизни, Николая Владимировича
Станкевича в том, что многое из не высказанного,
не написанного, несделанного им было высказано,
написано и сделано его друзьями.